Правовая охрана результатов
Инициативы, направленные на сокращение всех видов транзакционных издержек при правовой охране различных результатов интеллектуальной деятельности, расширение перечня охраняемых в режиме патентного права результатов, оборот которых создает дополнительные возможности роста бизнеса, и предоставление возможности их подачи в современных, удобных для будущих правообладателей формах.
06.

Излишние трудозатраты и неоправданные сроки получения правовой охраны на промышленные образцы.

Инженерные и конструкторские организации полностью перешли на трехмерное проектирование, однако для получения правовой охраны требуется текстовое описание или рисунки, не в полной мере отражающие специфику объекта и затрудняющие экспертизу. Предлагается создать цифровой репозиторий трехмерных моделей, которым предоставлена правовая охрана. Одновременно обеспечить доступность сервисов для самостоятельной оценки патентной чистоты.

Это позволит резко сократить сроки экспертизы за счет использования технологий «искусственного интеллекта», а гарантия новизны объекта для приобретателей прав станет более высокой за счет работы с трехмерным объектом.

Работа в этом направлении позволит в России сформировать практику, которая может стать частью глобальной повестки развития института интеллектуальной собственности и работы с ВОИС.

Необходимы поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации.

07.

Недостаточность использования географического потенциала России при продвижении продуктов и услуг на внутренних и внешних рынках.

Инициатива предложена группой сенаторов Совета Федерации.

Предлагается выделить географические указания в самостоятельные охраняемые объекты интеллектуальной собственности.

Это позволит использовать геобрендинг как значимую часть продвижения товаров и услуг на национальном и глобальном рынке, обеспечить развитие рынка традиционных производств, включить пространственный и региональный потенциал России в общую нематериальную капитализацию экономики.

Реализуется внесением поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации.

08.

Затруднения при правовой охране комплексов сложных технологических объектов, созданных в форме информационной (трехмерной) модели.

Предлагается обеспечить возможность подачи в орган по интеллектуальной собственности информационной (трехмерной) модели, включающей совокупность инженерно-технических решений (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ). В итоге должно быть ускорено рассмотрение и упрощена экспертиза комплекса технических решений.

Предполагается также разработать порядок публикации отдельных решений (без публикации общей модели).

Необходимы поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации и нормативные акты (регламенты) оказания услуг органом по интеллектуальной собственности.

09.

Рост недоверия к качеству экспертизы в новых областях научно-технологического и экономического развития, увеличение сроков рассмотрения патентных заявок из-за экспоненциального роста объемов анализируемой информации.

Инициатива предложена Минобрнауки России в 2017 году. Предлагается создать сеть профессиональных экспертных организаций, осуществляющих экспертизу на новизну, промышленную применимость, изобретательский уровень, том числе с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. Также должен быть разработан механизм ответственности представителей экспертного сообщества за нарушения, допущенные при проведении экспертизы.

Итогом работы должно стать сокращение сроков и повышение качества оказания услуг по экспертизе за счет развития конкурентной среды. Экспертиза будет осуществляется с использованием новейших технологий – искусственного интеллекта, семантического анализа и машинного перевода, «больших данных». Кроме того, это реальная возможность сократить издержки государства на оказание услуг в сфере интеллектуальной собственности.

Информация о работе экспертных организаций станет открытой для участников рынка, а уполномоченный орган по интеллектуальной собственности сможет сфокусироваться на контроле качества услуг по экспертизе.

В итоге в России должны быть созданы условия для роста количества заявок, поданных как резидентами, так и нерезидентами, увеличены доходы экономики от оказания соответствующих услуг.

Необходим пакет изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, регламенты Роспатента.

10.

Недостаточное удобство распоряжения и архаичность процедуры выдачи документов, подтверждающих интеллектуальные права на бумажном носителе.

Предложено Ассоциацией IPChain совместно с Судом по интеллектуальным правами и Фондом «Сколково».

Предлагается обеспечить доступность информации о патентной охране, сформированной уполномоченными органами по интеллектуальной собственности, Судом по интеллектуальным правам для участников рынка через распределенный реестр общественной сетевой платформы учета транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности.

Необходимы точечные поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, регламенты оказания услуг органом по интеллектуальной собственности, стандарты опубликования информации о правах.

11.

Недоверие институту патентования из-за раскрытия сути изобретения при невозможности дальнейшего отслеживания возможных нарушений прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере промышленной собственности.

Предлагается обеспечить возможность предоставления в составе заявки на получение правовой охраны пояснительных, технических материалов, упрощающих экспертизу и не публикуемых в открытом доступе.

Хранение информации о патентных заявках может обеспечиваться в распределенном реестре общественной сетевой платформы учета транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности с возможностью ограничения открытого доступа к части данных по желанию заявителя.

Одновременно предлагается определить механизмы обращения судов, органов государственной власти и уполномоченных участников рынка к такой информации.

Устранение барьера осуществляется поправкой регламентов оказания услуг органом по интеллектуальной собственности.