Back to the USSR
Рабочая группа «Геймнет» выступает за упрощение порядка предоставления прав на использование российских произведений кинематографа. Об этом сказано в проекте «дорожной карты» «Трансформация делового климата». Документ формирует Минэкономразвития.
В пояснительной записке к инициативе подчеркивается, что в нормативной базе отсутствуют ограничения и барьеры для создания продуктов на основе уже существующих произведений литературы, кинематографа, искусства в целом. Однако компании все равно сталкиваются со сложностями, например, при выявлении правообладателя произведений, особенно в ситуации с советским кино. Так, значительная часть игровых, научно-популярных и мультипликационных фильмов СССР находится в Госфильмофонде. Ему принадлежат права на произведения большинства советских киностудий. Лишь «Мосфильм» и «Союзмультфильм», выступают держателями прав на свои произведения.
Регламент Госфильмофонда не предусматривает возможности передачи авторских прав для создания новых произведений, например, игр. Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев (проводит консультации для бизнеса по этому вопросу) объяснил: Госфильмофонд может передавать права либо на все аудиовизуальное произведение, либо на его фрагмент. Но производителям игр интересны права не на картину или ее часть, а на отдельные объекты, которые входят в ее состав. Например, декорации, костюмы, музыку либо сам сценарий. В этом случае возникает очень много вопросов, которые можно разрешить, только работая с авторами и иными правообладателями, кроме фонда.
«Предложение рабочей группы «Геймнет», скорее, можно расценивать как запрос на то, чтобы упростить получение прав, а этот вопрос находится в компетенции Минкультуры», – указали в федерации.
Разработчики, в свою очередь, выступили за формирование базы всех существующих произведений и понятных и прозрачных механизмов правового взаимодействия с ней. Это позволит выпустить новые игровые продукты, направленные на популяризацию отечественной культуры, продвижение наших культурных ценностей в международном поле, патриотическое воспитание.
В качестве примера представитель рабочей группы «Геймнет» указал, что разработчиков привлекает советская ретро-тематика, популярная в играх. В первую очередь компаниям важно получить элементы, которые могут показать эпоху, а не конкретные фильмы. Такие элементы есть в фильмах «Старик Хоттабыч», «Полосатый рейс», «Чапаев», «Человек-амфибия», «Начало», «Найти и обезвредить», «Угрюм-река», «След в океане».
Для кого стараться?
Опрошенные изданием «Известия» эксперты разошлись в оценках инициативы. В Минэкономразвития сказали, что произведения советского и российского кинематографа являются объектами авторских и смежных прав, у которых есть конкретные правообладатели. Необходимо учитывать их интересы.
Пресс-служба ComonGames положительно оценила предложенную инициативу: «Прозрачная и понятная схема использования произведений позволит разработчикам чаще задействовать их в своих проектах. Многие команды не работают с ними именно потому, что на них сложно получить права».
Однако в том, что проекты с известными каждому жившему в СССР героями получат массовое распространение, в компании усомнились.
По словам писателя-фантаста, игрового сценариста Сергея Чекмаева, проблема отечественного рынка игровой индустрии состоит в неопределенности с целевой аудиторией. «Большая часть современных игр рассчитана на глобальных игроков, а на Западе мало знают о русской культуре и кинематографе, – пояснил писатель. – У массового потребителя на слуху лишь Dostoevsky, vodka, Tarkovsky и balalaika».