05
Стратегическая модель: технологии, взаимодействие, регулирование
27.

Конкурентоспособность экосистемы интеллектуальной собственности и капитализация национальной экономики в сложившихся условиях определяются не столько государственным регулированием, сколько качеством цифровой инфраструктуры и сервисов, позволяющих каждому автору, правообладателю и потребителю создавать, использовать и защищать результаты интеллектуального, творческого труда.

28.

Наиболее эффективной моделью, позволяющей ответить на технологические вызовы, внедрить культуру выявления и введения в оборот результатов интеллектуальной деятельности во всех «интеллектуальноемких» индустриях, минимизировать транзакционные издержки, организовать кросс-отраслевой оборот объектов и прав, является сетевая децентрализованная модель.

Такая модель предполагает самостоятельное развитие сервисов, инвестиции в создание цифровых инструментов управления интеллектуальной собственностью участниками рынка и их автономию в выборе технических решений при соблюдении общих стандартов информационного взаимодействия, касающихся как форм описания объектов, так и опубликования информации о ключевых событиях с объектами и правами на них.

29.

Для перехода к децентрализованной модели непосредственно участниками рынка с учетом установленных государственными регуляторами (Минобрнауки России, Минкультуры России, Минкомсвязи России) требований создается общественная сетевая платформа управления правами и объектами интеллектуальной собственности, которая становится основным механизмом их взаимодействия.

Платформа реализует общие стандарты и предоставляет участникам рынка – создателям, правообладателям, потребителям интеллектуального продукта, профессиональным посредникам – возможности опубликовывать и получать информацию о транзакциях – ключевых фактах об объектах и правах интеллектуальной собственности, гарантируя прозрачность действий друг для друга и для регуляторов.

Платформа реализуется в виде распределенного реестра, узлы которого разворачиваются крупными агрегатами, профессиональными посредниками, оказывающими значительный объем услуг (максимальный объем транзакций), органами государственной власти, решение которых влияет на возникновение и (или) прекращение права.

Распределенный реестр обеспечивает доступность информации и независимость функционирования информационных систем и сервисов каждого участника рынка, гарантирует прозрачность всех стадий «жизненного цикла» результата интеллектуальной деятельности и изменений режима его правовой охраны.

Информация о цепочках передачи прав используется для обеспечения безопасности приобретателей и разрешения споров в судебном или внесудебном порядке.

«Большие данные», хранящиеся в реестре, отражают состояние и динамику цифрового рынка интеллектуальной собственности.

30.

Первый уровень экосистемы интеллектуальной собственности, сторонящийся на базе платформы, включает репозитории цифровых объектов, которые создаются крупными агрегатами и производителями контента, разработчиками технологий – музыкальными издательствами, университетами, корпорациями, научными организациями, творческими союзами.

Цифровые объекты интеллектуальной собственности хранятся в таких репозиториях с учетом требований законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне. В платформе фиксируется только факт возникновения такого объекта и хеш, который может быть использован при рассмотрении споров в отношении объекта на любой стадии, в том числе допатентной.

Формы описания объектов устанавливаются владельцами репозиториев исходя из наилучших доступных технологий и потребностей рынков. Для получения правовой охраны объекта как изобретения, полезной модели, промышленного образца или иных форм охраны, включая другие юрисдикции, форма объекта приводится к совместимой с заявкой на получение патента, в том числе предоставляющими соответствующие услуги посредниками.

31.

Второй уровень экосистемы интеллектуальной собственности, базирующийся на платформе, образуют универсальные сервисы, обеспечивающие предоставление различных услуг в отношении цифровых объектов интеллектуальной собственности – депонирования, экспертизы новизны, промышленной применимости, оценки рыночной стоимости, разрешения споров, организации краудфандинга и предоставления займов, получения традиционной правовой охраны в России и (или) на иных территориях.

Конкурентная среда между операторами сервисов возникает благодаря объективной статистике платформы – потребители услуг могут оценить работу каждого сервиса. Взаимодействие между потребителями и поставщиками услуг, в том числе конфиденциальная передача объектов, осуществляется на основании смарт-контрактов.

32.

Третий уровень экосистемы образуют специализированные сервисы, реализующие бизнес-логику, характерную для отдельных сфер деятельности или индустрий.

Такие специализированные сервисы дополняют или замещают в отдельных функциях сервисы универсальные.

Специализированные сервисы создаются заинтересованными индустриями и (или) инвесторами и решают различные задачи – от управления научными публикациями до обнаружения нарушений интеллектуальных прав в сфере агробизнеса.

33.

Платформа и экосистема в целом базируются на технологиях:

  • распределенных реестров (гарантируют достоверность и неизменность данных);
  • «умных контрактов» (гарантируют правовое сопровождение всех действия с правами и объектами, отвечая на вызов разрыва оборота объектов и прав);
  • «искусственного интеллекта» (обеспечивают возможности самостоятельной проверки неправомочных заимствований, упрощают экспертизу новых, составных или переработанных объектов).
34.

В части законодательного регулирования концентрация на создании современной экосистемы интеллектуальной собственности позволяет отказаться от решения архаичных вопросов, не являющихся значимыми для развития цифрового рынка интеллектуальных прав, – пересмотра принципов исчерпания исключительного права, соотношения с антимонопольным регулированием и т. д. Большинство накопившихся проблем будет устранено в ходе общей эволюции сферы.

Основной задачей совершенствования регуляторной среды является устранение ряда барьеров, препятствующих развитию рынка через незначительную корректировку законодательства, без изменения принятых Российской Федерацией международных обязательств.