Создание результатов
Инициативы по устранению барьеров, препятствующих росту количества частных «интеллектуальных собственников» в Российской Федерации, включая устранение правовой неопределенности в закреплении интеллектуальных прав, корректировки норм, демотивирующих граждан и компании закреплять права за собой или распоряжаться ими.
01.

Неопределенность принадлежности прав на результаты, созданные с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации. 

Впервые барьер озвучен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2012 году. Правовая неопределенность приводит к тому, что увеличение бюджетных инвестиций, в частности, грантов на поддержку исследований и разработок, создание творческих продуктов, не приводит к последующей экономической самостоятельности их получателей и развитию рынка.

Предлагается законодательно закрепить приоритет владения интеллектуальной собственностью за разработчиком. Это сформирует условия для устойчивого развития научных, образовательных организаций, творческих союзов и получения ими доходов от управления правами.  Реализация инициативы также направлена на сокращение нелегального перетока интеллектуальной собственности за рубеж.

Устранение барьера обеспечивается внесением изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

02.

Невозможность развития экономики Российской Федерации за счет трансфера результатов разработок, полученных в сфере обороны и безопасности, в гражданский сектор.

Недостаточная финансовая устойчивость научных и конструкторских организаций, вовлеченных в разработку вооружения и военной техники.

Предложено государственной корпорацией «Ростех» в 2015 году.

Предлагается уточнить возможность ограничения распоряжения исключительным правом только при фактическом использовании результатов интеллектуальной деятельности для обеспечения ключевых тактико-технических характеристик вооружения и военной техники, иной продукции в гражданском обороте.

Это создаст возможности трансфера результатов, не являющихся ключевыми для обороны и безопасности, в гражданский сектор экономики, увеличит доходы предприятий от распоряжения ими.

Одновременно с внесением поправок предлагается конкретизировать контрольно-надзорные функции уполномоченных органов. Устранение барьера обеспечивается внесением изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

03.

Затруднения в определении новизны и разрешении конфликтов в отношении специфичных видов интеллектуальной собственности.

Предлагается сформировать непосредственно с участием различных индустрий (агроиндустрия, индустрия моды, анимация и т. д.) стандарты цифрового описания специфичных видов интеллектуальной собственности. Такая стандартизация позволит развивать сервисы депонирования и сравнения новых объектов, обнаружения нелегального заимствования в чувствительных к нарушению интеллектуальных прав видах бизнеса (селекционные достижения, модели одежды и т. д.).

04.

Устранение неопределенности при налогообложении доходов от распоряжения интеллектуальными правами.

Предложено Российским авторским обществом.

Предлагается урегулировать вопрос о необходимости посредника, осуществляющего управление правами, удерживать и (или) декларировать налоги. Устранение неопределенности приведет к росту доходов от распоряжения интеллектуальными правами, полученными независимо от форм и видов авторского вознаграждения, увеличит налогооблагаемую базу в части налога на доходы физических лиц, а также создаст условия для эффективной работы организаций, осуществляющих управление интеллектуальными правами.

Предлагается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

05.

Отсутствие мотивации и механизмов поощрения авторов результатов интеллектуальной деятельности, находящихся в свободном использовании, которые оказали существенное влияние на развитие науки, культуры, общества в целом.

Предложено Фондом «Сколково».

Предлагается сформировать фонд выплаты премиального вознаграждения авторам наиболее востребованных результатов, в том числе в сфере фундаментальных, гуманитарных наук.

Одновременно должны быть определены механизмы расчета справедливого вознаграждения с использованием распределенного реестра (общественной сетевой платформы учета транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности), что создаст стимулы для творческой активности в форме гарантий получения вознаграждений при будущем использовании результатов.

Необходима разработка нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации.