02
Россия и ее интеллектуальные собственники. Национальный контекст
07.

В период 2007-2017 годов государством предпринято много усилий по совершенствованию института интеллектуальной собственности – произошла кодификация законодательства, введен институт свободных лицензий, созданы государственные информационные системы учета различных видов результатов интеллектуальной деятельности, введена нулевая ставка налога на прибыль, позволяющая достичь быстрой нематериальной капитализации компаний, приняты беспрецедентные акты Правительства Российской Федерации, позволяющие передавать интеллектуальную собственность от государства ее создателям или реальным производителям продукции, введена поддержка зарубежного патентования.

08.

Вместе с тем легальный и прозрачный рынок интеллектуальных прав на объекты промышленной собственности практически отсутствует – ежегодно Роспатент регистрирует немногим более 3 тысяч сделок с интеллектуальными правами, притом что количество объектов, которым предоставлена правовая охрана, превышает 30 тысяч.

Объем образуемых нематериальных активов устойчиво колеблется в диапазоне 60–70 млрд руб., притом что ежегодные затраты на исследования и разработки стремятся к показателю 1 трлн руб. По различным причинам усиливается тенденция ухода разработчиков и пользователей интеллектуальных продуктов к модели оборота объектов, охраняемых в режиме коммерческой тайны («ноу-хау»), – их количество в период 2013-2017 годов выросло более чем в 2,5 раза.

09.

Несколько лучше выглядит ситуация и в сфере авторского права. Доход творческих индустрий только за 2016-2017 годы увеличился почти на 40 млрд руб. и достиг показателя 1750 млрд руб. Традиционные отрасли – кинопрокат, эфирное и сетевое телевидение, интернет-реклама – растут на 10-15% в год, а новые – дата-центры и потоковое вещание – показывают более чем 20%-ную динамику. Однако структурированного прозрачного внутреннего рынка, способного удержать натиск зарубежных платформ и гарантировать устойчивый рост экспорта, пока не сформировалось.

10.

Существенную угрозу создает слабое присутствие России на рынках свободно распространяемой интеллектуальной собственности – в частности, на рынке научных произведений. Несмотря на то что доля публикаций в ведущих зарубежных журналах растет и превысила к 2018 году 2,6%, страна достаточно масштабно представлена лишь в сфере атомной и ядерной физики.

Отсутствие заметного объема публикаций в других областях знаний не позволяет сформировать образ страны как держателя компетенций и, как следствие, привлекать глобальные инвестиции в коммерчески перспективные и динамично развивающиеся отрасли – биотехнологию, биоинженерию и т. д.

11.

Инструменты правовой охраны, защиты, привлечения средств для коммерциализации интеллектуальной собственности по-прежнему недостаточно доступны для малых и средних компаний, создающих творческую и высокотехнологичную продукцию. Высокие транзакционные издержки как финансового, так и временного характера делают институт интеллектуального права невостребованным для основных участников динамично развивающейся цифровой экономики и Национальной технологической инициативы.

12.

Недостаточно эффективная экосистема интеллектуальной собственности нивелирует возрастающие государственные инвестиции в человеческий капитал – построенные за последние 5-7 лет механизмы выявления и адресной поддержки талантливой молодежи, раннего вовлечения в научное, техническое сообщество, иные виды творчества, обеспеченные федеральной сетью «Кванториум», центрами развития – «Артек», «Океан», «Сириус», региональными центрами, в целом не приводят к дальнейшей конвертации высокого интеллектуального потенциала нации в экономические ценности.

13.

До 2016 года в сфере интеллектуальной собственности Россия преимущественно ориентировалась на зарубежные стандарты и деловые обычаи оборота интеллектуальных прав. Сегодня это создает существенные риски оттока «умов» – получив понимание ценности интеллектуального продукта и навыки обращения с ним, российские ученые, инженеры, представители творческих индустрий стремятся переместиться в более развитую среду управления интеллектуальной собственностью, предлагающую отлаженные, прозрачные и эффективные инструменты получения доходов за их умственную деятельность. Тем самым наиболее продуктивные российские ученые, инженеры и в целом творцы реализуют свой талант и создают прибавочный продукт в других юрисдикциях.

14.

В целом Россия вступает в эпоху цифровых рынков интеллектуальных прав в условиях не сформированной культуры создания, оборота и потребления нематериальных благ. Инфраструктура управления интеллектуальной собственностью, построенная на заимствованных моделях, не позволяет достичь глобальной конкурентоспособности и в нынешнем виде не способна обеспечить не только творческую, научно-технологическую экспансию, но и защиту национальных интересов.

Следование сложившимся невыгодным стандартам и традициям не решает ни задачи внутрироссийского трансфера технологий и развития национального рынка интеллектуальных прав, ни задачи прорыва отечественных идей и технологий на глобальные рынки.

15.

Вместе с тем именно для России экосистема интеллектуальной собственности имеет ключевое значение. Она создает возможности раскрытия творческого, культурного потенциала регионов, развития региональных брендов и отдельных территорий, внутрироссийского трансфера технологий и обмена знаниями, доступа к культурным ценностям, позволяет преодолеть дисбаланс развития территорий и сохранить национальную идентичность.

16.

Действенная система работы с интеллектуальными правами, способная обеспечить все потребности как в свободном, так и в коммерческом обороте идей, является ключевым инструментом для реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации (пункты 20, 33 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642) и достижения научно-технологического паритета России с другими странами. Этот инструмент является основополагающим и для творческой, культурной, технологической экспансии.