Развитие открытого цифрового рынка интеллектуальной собственности – задача, определенная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
Решить эту задачу невозможно без адекватного правового и технического регулирования, которое в значительной степени определяет возможности количественного и качественного роста множества рынков, таких как киноискусство, медиа, дизайн и фешен-индустрия, рынки индивидуализированных производств, фармы и биотехнологий. В целом для всех рынков, отвечающих приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, интеллектуальная собственность является наиболее существенной частью добавленной стоимости продуктов или услуг.
Для развития эффективного и технологичного института интеллектуальной собственности, формирования новых практик, необходимых для перехода к экономике данных, предлагается ряд точечных корректировок законодательства, которые устраняют препятствия для:
выхода на рынок новых профессиональных посредников, оказывающих услуги в сфере интеллектуальной собственности;
повышения качества этих услуг естественными, рыночными механизмами;
использования цифровых технологий для быстрого получения правовой охраны самых различных объектов и защиты интеллектуальных прав на них.
При подготовке поправок предлагается также предусмотреть возможность введения различных преференций и сокращения издержек как авторов, так и компаний, использующих в своей деятельности современные цифровые стандарты работы с интеллектуальной собственностью и гарантирующих прозрачность своей деятельности.
Барьеры систематизированы по стадиям «жизненного цикла» результатов интеллектуальной, творческой деятельности.