— Андрей Борисович, как вы оцениваете новый законопроект?
— Этот законопроект подготовили аудиовизуальная индустрия, киноиндустрия, ТВ-индустрия в коллаборации с Яндексом и под присмотром Роскомнадзора. Но, несмотря на это, законопроект, на мой взгляд, крайне сырой. Эта попытка борьбы с пиратством с помощью методов вчерашнего дня. В нем не применяются новые технологии, много зазоров для недобросовестного использования прав, для недобросовестных попыток конкуренции.
— В чем главный недостаток этого законопроекта?
— В том, что он распространяется только на сферу аудиовизуальных произведений, игнорируя другие сущности. Например, музыку, книги.
Но даже в столь узком формате был выбран очень странный подход – метод «черных списков». Иными словами, правообладатель должен самостоятельно пытаться отыскать, кто же нарушил его права. А после того как найдет, через аккредитованную организацию либо самостоятельно взаимодействовать с поисковой системой. К тому же, предусматривается какая-то странная система страйков, после которых сайт блокируется в поисковой выдаче.
Естественно, этот законопроект требует серьезной доработки и даже концептуальной смены подхода. Мы говорим о цифровой экономике, современных технологиях, но данная инициатива предлагает и дальше плодить бумажки, ненужные процедуры и сложные взаимодействия.
— Возможно ли, на ваш взгляд, сегодня победить пиратство?
— Да, существующие технологии позволяют победить пиратство на пару-тройку лет. Почему с ним не борются современными технологиями? Видимо, есть какая-то своя причина.
— В каких странах мира пиратство распространено больше всего?
— Главные пираты – это США. Там уровень пиратства выше, чем у нас, естественно. Но, смотреть, где хуже, не самая правильная позиция. В США хорошо развита медиаиндустрия, чего нельзя сказать о России.
— Какие методики борьбы с пиратством, использующиеся в России, наиболее эффективны?
— Мы уже не пошли по методике наказания пользователей, что, на мой взгляд, очень правильно. В итоге, мы вышли на то, что поисковые системы стали главным средством доступа к городским сайтам.
И если мы посмотрим на поисковую выдачу Яндекса и Гугла, то увидим, что пиратских ресурсов в Гугле сильно меньше, чем в Яндексе. Безусловно, это определенный способ конкуренции, привлечения аудитории.
Понятно, что национальная поисковая система нуждается в некой поддержке внутри страны, но ведь поддержку можно оказывать другими методами! Не обязательно идти по пути правового нигилизма. Можно обратиться к медиаиндустрии, чтобы она поддержала в очередной раз, как это было, например, когда запускали Яндекс-музыку.