«Я уже 30 лет прогнозирую тенденции. Правда в том, что большинство дебатов о будущем – не о том, что произойдет в конкретной отрасли, а о том, когда это произойдет. Например, когда большинство новых автомобилей, продаваемых в Москве, будут на 100% электрическими. Когда мы фокусируемся на мегатрендах, мы видим факторы, которые изменят наш мир в течение следующих 30–50 лет так же, как и за предыдущие 30–50 лет: рост развивающихся рынков, падение цен на все технологии (не только цифровые), рост автоматизации, старение населения, увеличение продолжительности жизни и т. д. Многие из этих факторов меняются медленнее или более предсказуемо, чем большинство людей себе представляют.
Большая проблема для компаний – страх потерять свою интеллектуальную собственность, поэтому они далеко не всегда патентуют изобретения, чтобы не раскрыть их секреты. Отнеситесь к вашей интеллектуальной собственности, как к страстному увлечению. Возьмем, к примеру, 3D-телевизор. На него были зарегистрированы тысячи патентов, но каждый из производителей прекратил их выпускать! Вы можете привлечь внимание аудитории с помощью умных продуктов, но так и не завоевать сердца потребителей. Добиться любви покупателя – это волшебство. Нужно всегда быть сфокусированным на клиенте, не на вашей технологии!
Сейчас в ЕС остро стоит вопрос в связи с новыми строгими законами о защите авторского права для текстов и картинок. Они могут сильно усложнить жизнь таким компаниям, как Google. Главный вопрос здесь – что лучше для общества? Я думаю, что европейское законодательство зашло слишком далеко и им придется его менять. На моем личном сайте выложено в свободном доступе 6 книг, 650 видео с заметками и комментариями, тысячи статей и постов. Мне всегда приятно, когда люди размещают мой контент на других сайтах, цитируют мои идеи. Чаще всего они упоминают мое авторство, и мне этого достаточно.
На объекты, защищенные авторским правом, есть цена. Есть ведомства по охране авторского права. Но доказать, что ты достоин нового патента, действительно сложно: экспертам в сфере инноваций нужно каждый раз глубоко погружаться в предмет, чтобы понять, что вы действительно изобрели что-то новое. Если говорить о более мелких масштабах, то, к примеру, мой друг пишет несложный код и люди могут его использовать на своих сайтах за небольшую цену. Работами такого типа вполне можно было бы управлять на глобальной платформе, объединяющей информацию об объектах интеллектуальной собственности».