06
Люди, индустрии, регуляторы: от стратегии к тактике
35.

Развитие общественной сетевой платформы и переход к гибким цифровым формам описания объектов права, отвечающим современному уровню развития технологий, создание сервисов для быстрой правовой охраны, эффективного управления и защиты интеллектуальной собственности – технологическая часть экосистемы.

Однако в центре сферы интеллектуальной собственности – люди и их взаимодействие. Ради эффективной коммуникации талантов, простого и взаимовыгодного обмена результатами интеллектуальной, творческой деятельности независимо от сферы, где они созданы, – будь то науки и технологии или искусство и сферы, где они применяются, создается платформа и сервисы.

Технологическая часть экосистемы обеспечивает также быструю, легальную и безопасную передачу прав на результаты – фактически «интеллектуального сырья» компаниям, представляющим различные индустрии для последующего использования и получения экономической отдачи.

36.

С целью вовлечения широкого круга граждан в продуктивную, творческую экономику, создания комфортных условий для результативной работы, увеличения дохода правообладателей, и как следствие, национальной экономики реализуется ряд ключевых проектов по следующим целевым направлениям:

«Эффективные собственники» – проекты, обеспечивающие формирование в России класса создателей и владельцев востребованных результатов интеллектуальной деятельности, заинтересованных и управляющих правами на них.

«Цифровая инфраструктура» – проекты, обеспечивающие перевод рыночных отношений (оборота прав и объектов) в сфере интеллектуальной собственности в цифровую среду и достижение ее максимальной «прозрачности».

«Право для технологий» – проекты по устранению барьеров и опережающей модернизации нормативного и технического регулирования для создания комфортных по отношению к другим юрисдикциям условий развития цифрового рынка интеллектуальной собственности.

«Открытое знание» – проекты, расширяющие доступность результатов интеллектуальной, творческой деятельности для научных и образовательных целей, развития всего общества с учетом законных интересов правообладателей.

«Интеллектуальная экспансия» – проекты, помогающие  предпринимателям, использующим интеллектуальную собственность российских правообладателей, выйти на глобальный рынок технологий, высокотехнологичных продуктов, товаров и услуг, рынок творческих продуктов.

«Национальная грамотность» – развитие компетенций российского общества и стран-партнёров в сфере интеллектуальной собственности, ориентированное не на модели «прошлого», а на широкое распространение новых, цифровых обычаев и практик, формирование культуры уважения к интеллектуальным правам.

37.

Индустрии. Компании, активно использующие интеллектуальную собственность для создания новых продуктов и услуг (мода, строительство, медицинские изделия, фармацевтика, транспорт, телекоммуникации, машиностроение и т. д.) и компании, для которых интеллектуальная собственность является ключевым продуктом (кинопрокат, потоковое вещание, издательская деятельность, компьютерные игры, архитектура и т. д.) на основе общественной сетевой платформы развивают сервисы, позволяющие эффективно взаимодействовать как со своими сотрудниками, обеспечивая прозрачность взаимодействия при создании результатов интеллектуальной, творческой деятельности, так и с другими участниками рынка – физическими и юридическими лицами, профессиональными посредниками.

Защита их прав обеспечивается прозрачностью и доступностью информации из распределенного реестра, являющейся «цифровыми доказательствами» в отношении объектов и прав на них для контрагентов, органов государственной власти, судов, включая третейские.

38.

Создание сервисов управления правами и объектами интеллектуальной собственности, ориентированных на конкретные индустрии, осуществляется:

выработкой стандартов цифрового описания объектов, наиболее значимых для соответствующей индустрии;

созданием репозиториев, которые хранят объекты в соответствующих форматах и «разрешают» доступ к ним при выполнении условий смарт-контрактов;

подключением сервисов к одному или нескольким узлам распределенного реестра общественной сетевой платформы для фиксации фактов:

  • возникновения потенциально охраноспособных объектов;
  • уведомления работодателей о создании служебного объекта;
  • изменения формы правовой охраны и режима использования объектов;
  • возникновения или разрешения споров;
  • независимой оценки стоимости прав на использование объекта.

Одновременно компаниями формируются деловые обычаи и практика контроля за историей возникновения объекта и прав на него – оценки цепочки транзакций с объектом интеллектуальной собственности до заключения сделки с правами.

39.

Наряду с отраслевыми сервисами развиваются и крупные универсальные решения для цифрового рынка – экстерриториальная биржа-конструктор интеллектуальной собственности, национальный реестр интеллектуальной собственности, сервисы проверки на неправомочные заимствования и (или) определения новизны (схожести) объектов, сервисы организации краудфандинга, предоставления займов под залог интеллектуальных прав, сервисы негосударственной экспертизы новизны, промышленной применимости, инвестиционного (коммерческого) потенциала использования объекта в определенной сфере.

40.

Регуляторы. Для перехода к стратегической модели развития цифрового рынка интеллектуальной собственности индустриям необходимо содействие регуляторов – органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере интеллектуальной собственности. Такая поддержка особенно актуальна по следующим направлениям:

  • выработка участниками рынка стандартов описания и практик цифрового оборота объектов интеллектуальной собственности (создателями и потребителями результатов интеллектуальной деятельности, профессиональными посредниками);
  • закрепление лучших деловых практик и сложившихся обычаев в различных индустриях в форме нормативного или технического регулирования;
  • установление необходимых и достаточных требований к прозрачности информации о правах, их обороте и объектах для создания современной среды доверия, обладающей экспортным потенциалом;
  • делегирование  услуг в сфере интеллектуальной собственности профессиональным участникам рынка при безусловном требовании исполнения установленных стандартов к их качеству и информационной открытости;
  • целенаправленная поддержка экспансии (протекционная политика) как в части экспорта технологий, творческих продуктов, так и в части экспорта стандартов оборота интеллектуальной собственности, стандартов публикации и экспертизы объектов, поддержка экстерриториальности использования общественной сетевой платформы и сервисов на ее основе;
  • поддержка формирования сквозной культуры оборота прав на любые виды и формы объектов, перехода к индивидуализации сделок;
  • развитие новых формы справедливого поощрения создателей интеллектуального продукта, включая компенсационные и страховые модели выплат;
  • стимулирование перехода к цифровому взаимодействию, поощрение и мотивация различными инструментами, включая налоговые преференции и пониженные пошлины участников рынка, следующих сформированным стандартам оборота прав и объектов интеллектуальной собственности.