29
июня 2021
Креативные индустрии – фундамент экономики
Министерство культуры России представило на общественное обсуждение проект, который призван поддержать творческих предпринимателей и креативный бизнес.

Совместная работа ведомства с представителями предпринимательского и творческого сообщества ведется достаточно давно. Новый законопроект – логическое продолжение этой работы, направленной на отлаживание экономических и правовых механизмов, регулирующих жизнедеятельность креативной экономики страны. Полное название законопроекта: «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части закрепления института творческих (креативных) индустрий».

Документ был проработан совместно с экспертами комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, в этом документе впервые дается определение основных понятий и субъектов творческих индустрий. В частности, там говорится, что креативный бизнес – это компании, затраты которых на создание интеллектуальной собственности составляют существенную часть затрат на оплату труда либо большая часть выручки которых получена от распоряжения такой собственностью.

Вопрос «кто мы есть?», то есть кого можно считать полноправным представителем творческой индустрии, поднимался почти на всех сессиях Международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content, который проходил в апреле в «Сколково». Новый законопроект дает ответ на этот вопрос и тем самым вводит институт творческого предпринимательства в законодательное поле.

По мнению экспертов, креативные индустрии способны создавать значимую долю национального валового продукта, но при одном условии: границы их экономического пространства должны быть четко определены и законодательно оформлены. Новый законопроект подводит под общий знаменатель производство нематериальных активов и заработок на интеллектуальной собственности.

Вместе с тем необходимо создать систему государственной поддержки креативных индустрий. А для этого, как справедливо заметил первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, потребуется изменение законодательства, и, кроме того, «творческое сообщество само должно сказать, что необходимо сделать, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны». То есть в данном случае инициатива должна идти не сверху, как обычно, а снизу.

Для развития сферы креативных индустрий необходимо прежде всего определиться, кого именно можно считать творческим предпринимателем. Затем законодательно закрепить механизм инвестиционной поддержки, налоговых вычетов и льгот. И устранить барьеры между традиционными учреждениями культуры и креативным бизнесом. В новом законопроекте отмечены все три составные части успеха.

Что ждет творческих предпринимателей, когда новый законопроект вступит в силу? По мнению президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева, в первую очередь все креативные индустрии получат равные права. И это очень важный шаг к справедливому распределению государственной поддержки. Потому что до сих пор государство в основном поддерживало только кино, анимацию и сферу IT. С принятием нового закона государство будет поддерживать тех, кто действительно генерирует и вводит в оборот новые экономические ресурсы.

Но экономические ресурсы – это не обязательно материальные активы. В новом законопроекте отмечено, что теперь активом может стать интеллектуальная собственность. И тогда компании, представляющие креативные индустрии, наконец-то получат прочную финансовую и юридическую основу для дальнейшего развития. В частности, они получат возможность брать кредиты под залог интеллектуальных прав.

По очень точному и емкому определению председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрея Кричевского, креативные индустрии – это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики, которая обеспечивает производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания – самого востребованного продукта информационного сообщества. По словам Андрея Кричевского, «новый закон определяет креативные индустрии как культурообразующую сферу, которая может и должна стать основой для перехода к экономике знаний».

Законопроект, подготовленный Министерством культуры, не единственная инициатива государства, направленная на обеспечение системной поддержки креативных индустрий и закрепляющая не только культурную, но и коммерческую ценность интеллектуальной собственности. Помимо него подготовлена комплексная «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Эта тема войдет в разрабатываемую сейчас Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации в виде отдельного проекта «Придумано в России».