1
июля 2019
RIA
Искусственный интеллект напишет интересные для школьников учебники
Российские математики и лингвисты создали систему машинного обучения, которая очень точно оценивает уровень удобочитаемости текстов. Это позволит создать более понятные, интересные и удобные учебники для школьников и студентов, пишут ученые в Journal of Intelligent & Fuzzy Systems.

«Мы впервые предложили математически обоснованный и экспериментально проверенный метод оценки сложности текстов на русском языке. Он поможет повысить качество образования и уровень обучения в России и ускорит ее продвижение в международных рейтингах», – отмечает Валерий Соловьев, профессор Казанского федерального университета.

Соловьев и его коллеги расширили возможности искусственного разума, создав систему машинного обучения, способную оценивать удобочитаемость и сложность текста для определенной категории публики не хуже, чем это делает человек.

Система российских ученых учитывает не только количество слов в предложениях и слогов в словах, но и гораздо больше различных особенностей текста – как много глаголов содержит текст, доля слов в именительном и родительном падеже, пропорции различных частей речи и многие другие факторы, которые так или иначе влияют на удобочитаемость.

Для подобных экспериментов ученые выбрали учебники по обществознанию и социологии, так как они почти не содержат в себе схем, формул, карт и других нетекстовых форм подачи информации, и активно используются школьниками сегодня при подготовке к ЕГЭ. Уровень их удобочитаемости, соответственно, будет напрямую влиять на качество сдачи экзаменов и то, какие знания смогут усвоить их читатели.

Удалив из этих текстов цитаты из конституции и прочие сложные фразы, не имеющие отношения к творчеству авторов этих учебников, ученые использовали эти пособия в качестве материала для тренировки их системы машинного обучения. Это позволило Соловьеву и его коллегам подготовить ИИ, способный очень точно оценивать удобочитаемость текста.

Данная система, как отмечают исследователи, позволит не только подготовить более понятные и доступные учебники для школьников, но и создать качественные пособия для иностранцев, желающих выучить русский язык. Для них уровень удобочитаемости особенно критичен, так как они знают далеко не все слова, речевые обороты и синтаксические конструкции.