Пекинский договор вступил в силу 28 апреля 2020 года. Документ расширяет экономические и моральные права исполнителей – актеров, музыкантов, хореографов и представителей других творческих профессий, позволяет им как субъектам смежных прав получать доходы от распространения аудиовизуальных произведений, в том числе в цифровом формате.
По мнению заместителя директора отдела управления авторскими правами Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Димитера Ганчева, должно пройти некоторое время, чтобы в полной мере оценить позитивные изменения вследствие принятия Пекинского договора.
«Прежде, чем Пекинский договор станет глобальной системой, нужно пройти определенный путь. Но уже сейчас договор позволяет решить исключительно важный вопрос дискриминации определенных категорий бенефициаров аудиовизуальных исполнений. Пекинский договор является хорошей основой для управления правами в цифровой среде», – сказал он.
В свою очередь заместитель директора нормативно-правового департамента Министерства культуры Российской Федерации Алексей Кубышкин отметил, что российские законы соответствуют нормам Пекинского договора, хотя есть и некоторые особенности.
«На протяжении многих лет наше законодательство прогрессивно развивалось. В вопросе интеллектуальных прав мы старались играть на опережение. Но тем не менее, стоит решить один важный вопрос. В нашей стране продюсерские и авторские сообщества работают очень активно, но при этом у нас нет объединений актеров, которые могли бы отстаивать свои интересы, как это делает, например, Российское авторское общество», – прокомментировал эксперт, добавив, что в Испании, например, такие общества собирают вознаграждения за использование актерских исполнений в фильмах, в том числе и с контент-агрегаторов, как Netflix или HBO. Г-н Кубышкин выразил надежду, что в России такие структуры тоже вскоре появятся.
По словам академического директора Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики, доктора юридических наук, профессора Ивана Близнеца, вступление в законную силу Пекинского договора – историческое событие не только для обладателей смежных прав, но и для самой Всемирной организации интеллектуальной собственности. Необходимость в нововведениях обусловлена в том числе формированием абсолютно нового цифрового рынка аудиовизуальных произведений, для которого не были сформированы практики вознаграждения исполнителей, пояснил Близнец.
При этом положения Пекинского договора не приведут к необходимости срочного изменения российского законодательства, лишь к его усовершенствованию и приведению в соответствие с международными нормами, убежден юридический советник Ассоциации продюсеров кино и телевидения, генеральный директор юридической фирмы «ФТМ Энтертейнмент» Сергей Семенов.
Подводя итог дискуссии, заместитель генерального секретаря ЕАКОП, член Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Ирина Яковлева, выступившая модератором, заявила, что договор затрагивает множество игроков и профессиональных сред, а потому принимать скоропалительных решений не стоит никому: «Самое важное сейчас – разобраться, как мы будем реализовывать этот договор в России в условиях существующих экономических особенностей российской киноиндустрии, и будем ли. Прежде чем куда-то бежать с инициативами и лоббировать изменения законодательства, нужно спокойно проанализировать российский медиа рынок и текущую ситуацию», – заключила она.
В дискуссии также приняли участие директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Екатерина Чуковская, генеральный координатор по евразийскому региону от Латиноамериканской Федерации Ассоциаций аудиовизуальных авторских прав при Writers and Directors Worldwide, аргентинский кинорежиссер Сильвана Ярмолюк-Строганова, генеральный секретарь Международной федерации актеров Доминик Лукер и другие.