— Какой вклад в ВВП России составляют креативные индустрии сегодня? Какой ориентир динамики этого показателя к 2030 году?
— В 2023 году Росстат оценил вклад креативных индустрий в ВВП страны в 3,5%. Цель — на основе актуализированной в 2023 году Концепции развития креативных (творческих) индустрий выраcти до 6% к 2030 году. Сейчас мы вместе с Росстатом, Высшей школой экономики и UniversalUniversity детализируем методологию исследования, формируем систему ОКВЭД и валидируем данные с профессиональным сообществом для формирования детальной панели экономических показателей для измерения нового сектора экономики. По сути, перед центром развития креативной экономики АСИ как точки сборки всех заинтересованных стейкхолдеров стоит амбициозная задача по разработке совместного с регионами, федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и институтами развития комплекса мер по удвоению доли выручки креативных индустрий в ВВП страны.
— Какова роль экспорта в этом росте? Как АСИ взаимодействует с локальными (РЭЦ, МЭЦ, АКИ и прочими) и международными партнерами?
— АСИ системно взаимодействует с РЭЦ, МЭЦ, АКИ и Россотрудничеством для синхронизации усилий по продвижению креативных индустрий на зарубежных рынках, например, по составлению общего графика зарубежных мероприятий в сфере креативных индустрий, на участие в которых будет направлена поддержка.
По результатам оценки 2023 года Росстат сможет официально опубликовать результаты деятельности в части экспорта, но мы уже сейчас видим небывалый интерес к совместной работе со стороны дружественных стран. Так, 27 ноября 2023 на мероприятии по подведению итогов креативной экономики был анонсирован запуск ко-продакшен акселератора совместно с ключевыми игровыми разработчиками стран БРИКС+ и ведущих игроков этой отрасли страны.
— Какие именно отрасли относятся к креативным индустриям? Чем это регулируется?
— По разным оценкам, сегодня креативными являются 16—18 индустрий. Уже полтора года государство занимается разработкой федерального закона о креативных индустриях, который призван зафиксировать понятийный аппарат и в том числе утвердить, какие индустрии входят в периметр креативных, а какие нет. Со стороны Государственной думы разработку федерального закона курирует Денис Кравченко, и усилиями большой команды профильных ФОИВ и институтов развития, в том числе АСИ, этот проект прошел первое парламентское слушание и несколько раундов общественных слушаний. Надеемся, что закон будет принят в самое ближайшее время.
— Что такое региональный стандарт развития креативных индустрий, и какие регионы России уже начали его внедрять? Для чего это делается?
— Региональный стандарт развития креативной экономики — это комплекс лучших практик, представленный в виде двенадцати рекомендуемых шагов для создания и предоставления региональных мер поддержки на уровне субъектов РФ и развития креативных индустрий.
Разрабатывая стандарт, мы обратились к лучшим практикам российских регионов. Стандарт разрабатывался командой центра развития креативной экономики АСИ совместно с региональными экспертами. В стандарт включены практики семи российских регионов — лидеров развития креативной экономики: Республики Саха (Якутия), Москвы, Красноярского края, Ульяновской, Калининградской, Новгородской, Тюменской областей. Сегодня к внедрению регионального креативного стандарта приступил 41 регион. Проект разделен на две очереди, в первой из которых участвует 51 регион страны. Остальные регионы войдут во вторую очередь, которая будет реализована в 2025 году.
— Какой вы видите роль креативного сообщества в развитии креативной экономики? Расскажите про Клуб продюсеров и планы по его развитию.
— Креативное сообщество — ткань креативной экономики, из которой создаются уникальные продукты. Клуб продюсеров отстраивает междисциплинарный обмен, знакомит продюсеров между собой от Калининграда до Владивостока, что приводит к новым идеям и проектам, отстраивает креативные индустрии в регионах. Клуб — место, где продюсеры могут найти себе партнеров и инвесторов. Клуб посетит несколько федеральных округов до конца 2024 года и планирует выйти на международный уровень.
— Как развиваются креативные пространства страны? Сколько их сейчас, и какая системная работа проводится в части их развития?
— Креативные кластеры и пространства являются важным инструментом развития не только креативных индустрий, но и городской экономики в целом. Считается, что первые объекты недвижимости такого формата появились в начале 2000-х, как например кластер «ЦТИ ФАБРИКА». За 20 лет их количество насчитывает более 300 проектов (по данным Атласа «Союза креативных кластеров»). Мы в нашем центре смотрим на креативные пространства в первую очередь как на инфраструктуру для создания продуктов, продвижения и дистрибуции проектов, сборки сообщества и поддержки компаний. То есть мы ждем в нашей Сети креативных пространств и Свердловскую киностудию, и «ИЛ-62», и Ельцин Центр.
— На ваш взгляд, какие регионы России можно назвать наиболее продвинутыми с точки зрения развития креативной экономики в них?
— Мы регулярно проводим оценку состояния креативных индустрий регионов как с точки зрения регионального креативного стандарта и работы с экспертными группами, так и с точки зрения личных визитов и встреч с креативным сообществом. Каждый такой визит вселяет в нас уверенность в том, что креативные индустрии развиваются быстрее остальных абсолютно во всех регионах страны. Для себя мы отмечаем: Красноярский край, Ульяновскую область, Республику Саха (Якутия), ХМАО и, конечно же, Свердловскую область.