По словам главного редакционного директора Forbes Russia Николая Ускова, выступившего модератором дискуссии, в эпоху высоких технологий не только медиа, но и каждый человек принимает участие в процессе распространения информации.
«Средства массовой информации агрессивнее других работают в сфере интеллектуальной собственности. Самая главная проблема СМИ на данный момент – это взаимодействие с социальными сетями, количество пользователей которых перевалило за 3 млрд человек. Парадокс в том, что социальные сети распространяют и монетизируют чужой контент, не производя свой, поэтому мы каждый день сталкиваемся со случаями нарушений в использовании аудиторией соцсетей интеллектуальной собственности, принадлежащей СМИ», – заявил Николай Усков.
Николай Усков обратился к словам владельца Facebook Марка Цукерберга о том, что он хочет превратить свою социальную сеть в самую большую газету мира. «Так и происходит, – отметил главный редакционный директор Forbes Russia, – в Facebook распространяются материалы СМИ, и получается, что деньги за монетизацию созданного нами контента получает Цукерберг. Кроме того, страницам в социальных сетях можно то, чего нельзя традиционным медиа».
Спикер подчеркнул, что СМИ обязаны помечать материал, опубликованный на правах рекламы, в противном случае следуют санкции со стороны регулирующих органов. В свою очередь страницы в соцсетях не считаются медиа, поэтому они могут распространять коммерческие публикации в любом виде. Таким образом, аккаунты монетизируют свой контент.
Вице-президент Ассоциации IPChain по правовым вопросам Ирина Яковлева также отметила важность законодательного регулирования в вопросах размещения материалов периодических изданий в социальных сетях:
«Необходимо принимать законы, но при этом не ущемлять свободу слова интернет-пользователей. Пожалуй, примером наиболее эффективного решения этой проблемы может быть меморандум «Яндекса” и российских кинопроизводителей, по которому поисковая система будет вычищать публикации с неправомерным использованием киноконтента. То же самое планируют сделать и правообладатели музыкального контента. Думаю, что таким путем должны пойти и СМИ», – заявила Ирина Яковлева.
Старший юрист Baker McKenzie Дмитрий Семенов обратил внимание, что социальные сети часто не берут ответственность за публикуемый пользователями контент: «Важно прописать в законодательстве степень ответственности социальных сетей за контент, который размещают пользователи. Сейчас ситуация следующая: соцсеть часто сваливает ответственность за публикации на пользователей, но при этом успешно монетизирует их, поэтому в большинстве случаев непонятно, кто виноват и кого наказывать. В Европе уже приняты директивы о регулировании распространения информации в цифровых СМИ, где прописываются правила использования контента, допустимые объемы использования, условия лицензирования, то есть получения разрешения на использование».
В дискуссии также приняли участие главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов и главный редактор информационного агентства «Башинформ» Артем Валиев.