Развитие институциональной среды и сферы коммерциализации
Устраняются барьеры экономического характера и создаются дополнительные стимулы для добросовестных участников рынка интеллектульной собственности, а также тех, кто создает и экспортирует продукты, товары или услуги, созданные с использованием интеллектуальной собственности, принадлежащей российским правообладателям.
22.

Недостаточная прозрачность рынка интеллектуальной собственности для его участников и органов финансового контроля и надзора. Отсутствие экономической мотивации хозяйствующих субъектов обеспечивает публичное отражение транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности.

Предлагается установить льготный режим налогообложения для участников рынка, осуществляющих размещение информации о создании, переходе прав на объекты интеллектуальной собственности в распределенном реестре.

Федеральная налоговая служба в этом случае получает независимый инструмент контроля и переходит к риск-ориентированной модели, освобождая участников рынка от излишней отчетности и проверок. Решается внесением точечных корректировок в Налоговый кодекс Российской Федерации и принятием стандарта на опубликование информации об объектах и правах интеллектуальной собственности.

23.

Существенные препятствия для признания как используемой, так и создаваемой интеллектуальной собственности основным средством и ресурсом для производства.

Необходимость выплаты налога на прибыль при образовании нематериальных активов в условиях неразвитого рынка и неочевидности объемов продаж прав и амортизации интеллектуальной собственности.

Предлагается продлить возможность использования нулевой ставки налога на прибыль в отношении нематериальных активов, выявленных по результатам инвентаризации. Необходимы поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.

24.

Ограничение доступа интеллектуальноемких компаний к кредитным ресурсам.

Кредитование под залог интеллектуальных прав невыгодно для банков – требуется стопроцентное резервирование средств, сделки относятся к высокорискованным. Предлагается определить условия (независимая оценка стоимости, размещение информации о правах и объектах интеллектуальной собственности в распределенном реестре общественной сетевой платформы учета транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности), позволяющие использовать интеллектуальную собственность в качестве залога для целей уменьшения резерва на покрытие рисков банка.

Необходима корректировка нормативных документов, регулирующих деятельность банковской сферы.

25.

Высокие издержки для сертификации продукции, созданной на основе «оцифрованной» интеллектуальной собственности для малого и среднего бизнеса.

Предлагается отказаться от сертификации продукции малых и средних предприятий, произведенной на основе лицензированных объектов с использованием «Цифровых фабрик». Необходимы поправки в законодательство о техническом регулировании и защите прав потребителей.

26.

Высокие затраты при выходе на глобальный рынок технологий и творческих продуктов для российских компаний.

Предложено Фондом «Сколково».

Предлагается для экспортеров прав и объектов интеллектуальной собственности установить пониженную ставку налога на прибыль в отношении доходов по лицензионным договорам. В результате будет сокращен «серый» трансфер результатов за рубеж.

В части макроэффектов будет снижена технологическая зависимость Российской Федерации, улучшено сальдо экспорта-импорта технологий и творческих продуктов.

Реализуется поправками в Налоговый кодекс Российской Федерации.

27.

Невозможность оптимизации производства продукции (товаров) на основе интеллектуальной собственности, принадлежащей российским правообладателям.

Для правообладателей предлагается обеспечить доступность государственной услуги по установлению режима исчерпания исключительных прав в отношении конкретного вида продуктов (товаров).

Одновременно предлагается наделить правительство полномочиями по гибкому установлению режима в отношении отдельных групп продуктов (товаров и услуг) исходя из интересов национальной безопасности и развития национальной экономики.

Реализуется поправками в Гражданский кодекс Российской Федерации.

28.

Неоправданный рост стоимости продукции, разработанной в Российской Федерации, при ее ввозе в случаях, если производственные мощности размещены в других странах.

Предлагается признавать произведенной в России продукцию, основную часть прибавочной стоимости которой составляет интеллектуальная собственность российских правообладателей.

Российские граждане в этом случае получают возможность пользоваться современной и качественной продукцией в отраслях, где развитие исследований и разработок опережает развитие собственной производственной базы.

Реализуется поправками в таможенное законодательство.

29.

Ведомственные регламенты оказания государственных услуг и иных форм взаимодействия с органами государственной власти в сфере интеллектуальной собственности существуют в отрыве от рыночных реалий и потребностей участников отраслевых рынков.

Предлагается сформировать и утвердить отраслевые регламенты взаимодействия с органами государственной власти по всем стадиям «жизненного цикла» объектов интеллектуальной собственности.