23
ноября 2018
RG.RU
Президент ФИС Сергей Матвеев: «Автор в цифровую эпоху не обязан думать о режиме охраны созданного им результата»
Президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев принял участие в проходящей в МГУ конференции «Эффективная система управления результатами интеллектуальной деятельности для научных и учебных заведений», на которой обсуждались практические вопросы трансфера технологий из исследовательских организаций в реальный сектор экономики.

В рамках сессии «Системный подход к управлению результатами и выбор стратегии управления» глава ФИС предложил взглянуть на систему «цифрового трансфера» глазами авторов. По его мнению, современная система управления правами – это управление данными о том, что создается в результате творческой и исследовательской деятельности, помноженное на профессиональный выбор режимов правовой охраны. Выбор таких режимов – важная задача научной организации, которая решается профессиональным анализом данных, полученных от авторов, и «больших данных» о публикациях, патентах и рынках. На каждом этапе работы над результатом – от формирования до выбора режима охраны и лицензирования – нужно использовать смарт-контракты, которые должны фиксировать доли творческого участия и вклады в меняющуюся рыночную и добавочную стоимость результата. По мнению главы ФИС, цепочки смарт-контрактов – идеальное решение для выплаты справедливого вознаграждения.

«В четвертой части Гражданского кодекса обозначено 16 результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Хотя, по сути, это не столько виды результатов, сколько определенные правовые режимы. Законодатели могут менять этот список, корректировать порядок возникновения или прекращения прав, но все это не должно быть заботой автора. Незыблемым является тот факт, что изначально авторское право возникает на все, что создано творческим трудом», – отметил он.

По словам Сергея Матвеева, именно цифровые технологии дают свободу научного, технологического творчества и возможности для эффективного управления правами: «Распределенному реестру IPChain все равно, как охраняется и какую природу имеет результат, – он просто фиксирует факт его создания, делая публичным и давая доказательства возникновения права, независимо от того, какая информационная система используется для управления интеллектуальной собственностью в университете или НИИ. Патентный режим охраны – это всегда следующая стадия, более «жесткий режим» и более широкие полномочия правообладателя запрещать и разрешать использование сути технического решения». Этот режим возникает в результате профессиональной экспертизы, задача которой – установить новизну, применимость и изобретательский уровень. Период от начала до завершения патентной охраны – лишь часть жизненного цикла результата: когда патентное право прекращается, авторство никуда не исчезает.

Сергей Матвеев также подчеркнул, что в современном цифровом мире пора перестать делить науку на гуманитарную и техническую: «Любой результат, созданный автором, может возникнуть в любой области исследований и творчества. А уж потом университет сможет выбрать, в каком режиме его охранять – как полезную модель, базу данных, эскиз или промышленный образец. Иногда можно использовать сразу несколько режимов. Но на базовом уровне любой результат, который может создать творческое, научное, изобретательское сообщество, представлен данными в информационной системе организации».

Говоря об утвержденном 5 октября 2018 года Министерством науки и высшего образования РФ и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) Типовом положении «Политика в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций», Сергей Матвеев отметил, что в вузах следует внедрить удобную, соответствующую традициям информационную систему фиксации того, что создано сотрудниками. «Любая система управления РИД в вузе, которую согласно утвержденной политике нужно создать, – это система, собирающая данные о том, что делают люди».

Следующий этап – выбрать режим правовой защиты, который оптимален для зафиксированных объектов. «Сначала возникает идея, ее воплощение в тексте, чертеже, эскизе, а лишь потом – патент. Любая база, мысль, заметка, эссе – это все объекты, охраняемые авторским правом. Как минимум личные авторские неимущественные права возникают в момент создания объекта. Патента без авторского права не бывает. И продать интеллектуальную собственность автор может уже на допатентной стадии – способов коммерциализации очень много. Более того, востребованный продукт, как правило, включает в себя несколько результатов, охраняемых в разных режимах».

По мнению Сергея Матвеева, многочисленные проблемы и сложности с фиксацией и управлением интеллектуальными правами уже сегодня решаются цифровыми платформами и сервисами. В их основе лежит общая инфраструктура распределенного реестра IPChain, участниками которого являются и Роспатент, и Суд по интеллектуальным правам. Создавать свои сервисы или вовлекать авторов в использование внешних – это выбор каждого конкретного вуза или исследовательского института.

В заключение он подчеркнул, что система управления интеллектуальной собственностью, помимо управления данными, мультирежимной правовой охраны и цепочек смарт-контрактов, всегда должна ориентироваться на глобальный рынок.