Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере охраны наименований мест происхождения товаров и введение в Гражданский кодекс нового самостоятельного объекта интеллектуальных прав.
По мнению сенаторов, вопросы популяризации и продвижения региональных брендов чрезвычайно важны для Совета Федерации как палаты регионов. У всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами.
При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и другие.
Исходя из отечественной и мировой практики, использование такого средства индивидуализации как наименование места происхождения товара (НМПТ) является действенным правовым механизмом продвижения территориальных брендов. Причем в России уже существует законодательная база в данной области.
В Совете Федерации подчеркивают, что наряду с НМПТ необходимо защищать и географические указания.
В соответствии с международными стандартами, к товарам с географическим указанием применяются более мягкие требования. В частности, отличием географического указания от НМПТ является то, что при производстве продукта, охраняемого НМПТ, все этапы производства должны осуществляться в конкретном регионе, а для использования объекта охраны «географическое указание» не все этапы производства должны производиться в одном регионе (например, для вина – 15% винограда может поступить из другого региона).
Введение в правовой оборот понятия «географическое указание» как объекта интеллектуальных прав может быть осуществлено путем корректировки Гражданского кодекса, полагают авторы законопроекта.
Такие изменения соответствуют мировым тенденциям, подчеркивают разработчики. В мае 2015 года был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения, который дает возможность осуществлять международную регистрацию не только НМПТ, но и географических указаний.