24 июня Совет Евросоюза утвердил 14-й пакет санкций, пресс-релиз можно почитать на официальном сайте. Впервые санкции затронули права россиян на интеллектуальную собственность. Ограничения коснулись сразу нескольких аспектов.
В первую очередь, теперь европейские патентные ведомства не смогут принимать заявки на регистрацию интеллектуальной собственности от российских граждан и компаний. При этом совместная подача заявки на регистрацию тоже не допускается, если в процессе участвует гражданин РФ или юрлицо, зарегистрированное в России. Новые ограничения затрагивают товарные знаки, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, наименования мест происхождения товаров и географические указания.
Последствия таких мер, возможно, окажутся неприятными для самих европейцев, прокомментировал Юрий Яхин, старший юрист практики интеллектуальной собственности Melling, Voitishkin & Partners: «Отсутствие охраны товарных знаков российских компаний в ЕС может привести к появлению товаров разных правообладателей под одним наименованием. Это вызовет путаницу, возникнет риск жизни и здоровью граждан, которые такие товары приобретают».
С этим мнением согласился Алексей Михайлов, руководитель патентной практики BFL | PATENTUS. Российская экономика вряд ли вообще ощутит на себе влияние этих санкций, предполагает юрист. По его словам, поток заявок из России в страны ЕС и до 2022 года был ничтожно мал. Так, говорит Михайлов, с 2010-го по конец 2020 года количество заявок на изобретения и полезные модели от российских заявителей, поданных в Европейское патентное ведомство или патентные ведомства стран ЕС, составляло примерно 400 в год.
При этом юрист считает, что гипотетические симметричные санкции в отношении заявителей из ЕС могли бы затронуть примерно 3000–4000 заявок (считая и евразийские). Это гораздо больше потока в обратном направлении.
В решениях европейского Совета не сказано, что ЕС отказывается от международных соглашений, добавил Яхин. Напротив, имеется ссылка на исполнение международных договоров с формулировкой, что ведомства стран ЕС должны «предпринять все усилия» для отказа в приеме заявок. Что это означает — не вполне понятно из представленных документов, замечает юрист. По официальным заявлениям, эти меры — ответ на действия российского правительства и судов, которые лишают иностранных правообладателей защиты.
В пакете есть и другая мера, касающаяся интеллектуальной собственности: правообладатели из ЕС при передаче промышленных ноу-хау должны будут добавлять в договор гарантии того, что эти секреты не станут использовать при производстве товаров для России.
С российской стороны тоже появляются инициативы, направленные на ограничение прав недружественных иностранцев.
Немного раньше принятия пакета санкций появлялась новость, что депутат Госдумы Султан Хамзаев выступил с предложением аннулировать товарные знаки компаний, ушедших из России. Депутат хочет не только прекратить правовую защиту существующих товарных знаков, но и ввести запрет на регистрацию новых брендов иностранными компаниями на территории России на 20 лет.
19 июня депутат Михаил Делягин внес в Госдуму законопроект № 651038-8 об изменении статуса охраны их интеллектуальной собственности.
Делягин предлагает полностью перестать охранять интеллектуальную собственность «недружественных» иностранцев. Причем эти меры он предлагает распространить как на юридических, так и на физических лиц. Решение о возобновлении действия прав будет принимать правительство, но только спустя три года после исключения страны из списка недружественных государств. В отличие от 14-го пакета санкций ЕС в законопроекте нет оговорки о том, что зарегистрированная до его принятия интеллектуальная собственность продолжит охраняться.
В пояснительной записке автор указывает, что в сложившихся условиях следует отказаться от соблюдения норм международного права, наносящих России наибольший вред и тормозящих ее развитие. Пока никаких решений по поводу этого законопроекта в Госдуме не принимали.