Креативные индустрии – это особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. К ним относят архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание, рекламу и так далее.
В креативную экономику России вовлечено около 5 млн человек: каждый пятый занимается рекламой или маркетингом, каждый шестой – софтом. Третье место, как выяснили исследователи, занимают швеи, вышивальщицы и представители родственных профессий, их в креативной индустрии 11%.
Креативные индустрии сегодня находятся на подъеме. По сравнению с другими отраслями этот сектор демонстрирует уверенный рост. Порядка 3% мирового валового продукта приходится на товары и услуги этого сектора. Он обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты.
Конечно же, это среднестатистические показатели, они меняются от страны к стране и даже от города к городу. В России, например, представители креативных профессий сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. При этом доля столичных креативных работников вдвое выше, чем в среднем по стране. Но это скорее закономерность, чем исключение из правил. Во всем мире, не только в России, представители креативных профессий чаще горожане, чем сельские жители. Это обусловлено тем, что в городах более конкурентный рынок и более платежеспособное население.
Авторов исследования интересовал не только человеческий потенциал отрасли, но и финансовая составляющая. По данным, опубликованным в дайджесте, валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России достигает почти 2,4 трлн руб. ($104,6 млрд по паритету покупательной способности – ППС) или 2,4% ВВП. Здесь в лидеры вышли IT и видеоигры, отодвинув рекламу на второе место. Следующие позиции занимают мода, телерадиовещание и музыка.
По этим показателям, кстати, Россия выступает на среднемировом уровне (3%), но уступает таким странам, как Италия (6,1%), Великобритания (5,8%) и Австралия (5,7%).
Безусловными лидерами по объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий являются Китай с его $988 млрд по ППС и Америка ($921,6 млрд).
Внешняя торговля России креативными товарами и услугами имеет отрицательный баланс. Дефицит в торговле креативными услугами в 2019 году составлял $3 млрд, товарами – $4 млрд. Преимущественно наш экспорт составляют книги и газетная бумага, а также предметы интерьера – от мебели до обоев. А среди импортных креативных товаров, которые ввозятся в страну, первое место занимают мебель и игрушки.
Авторы научного исследования отмечают, что «оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг, что делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков».
Исследование было проведено Научным центром мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в рамках проекта «Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса».
НЦМУ создан в рамках национального проекта «Наука» и объединяет в формате консорциума исследовательские коллективы НИУ ВШЭ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), МГИМО и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.