Музыка — один из важнейших творческих продуктов, ее язык универсален, а рынок настоящей музыки всегда глобален, заявил эксперт. «Сегодня существует множество сервисов для частного прослушивания — например, “Яндекс.Музыка”, сейчас “Сбер” запускает “СберЗвук”, — перечислил Сергей Матвеев. — Есть iTunes, есть Spotify… Для общественных пространств — от торговых центров до спортзалов — есть сервис Fonmix, который обеспечивает правомерную озвучку. Он следует общемировым трендам платформенной экономики: не так давно стал владельцем “Мелодии” — платформы, имеющей доступ к правам на контент».
Музыкальный рынок движется в сторону цифрового, автоматизированного и индивидуального управления правами, объяснил президент ФИС. В этой сфере остается решить проблему использования бесхозных, сиротских произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, и сделать «витрину» произведений бескорыстных авторов. Этим сейчас активно занимается Министерство культуры в рамках своей программы цифровой трансформации, и тогда вся система, как пазл, сложится.
Большую роль в подготовке цифровизации в этой сфере сыграла система коллективного управления правами. Тысячи исков Российского авторского общества весьма быстро сформировали понимание института интеллектуальных прав и того, что нематериальный продукт имеет цену, подытожил Сергей Матвеев.