Эксперимент поможет отработать подходы к оценке таких залогов и механизмы ликвидности, и у банков появится стимул создавать новые кредитные продукты для креативного предпринимательства, считает глава комитета РСПП по интеллектуальной собственности Андрей Кричевский.
Речь идет о правах на музыку, фильмы, форматы ТВ-передач, конструкторскую документацию, патенты и товарные знаки на стадии подготовки продукта к производству, которые могут генерировать денежный поток. «Сложилась странная ситуация: мы стремимся к инновационной и креативной экономике, несырьевому экспорту, а ликвидным залогом продолжаем считать недвижимость, здания торговых и бизнес-центров», — подчеркивает господин Кричевский. Предложение актуально с учетом развития компаний с нематериальными активами в качестве основного продукта, в том числе цифровыми активами, согласна руководитель по консультациям финансового сектора КПМГ Наталия Ракова.
На самом деле примеры кредитования под интеллектуальную собственность существуют. Так, в сентябре «Энергоэлемент» получил в МСП-банке кредит под залог двух патентов на изобретения. Глава Роспатента Григорий Ивлиев говорил, что это произошло не впервые. Но, например, в Промсвязьбанке признают, что подобные залоги «используются в единичных случаях» — мешает отсутствие стандартов оценки объектов интеллектуальной собственности и практики ее реализации при дефолте заемщика.
Как рассказывал в интервью «Ъ» директор фонда «Кинопрайм» Антон Малышев, кинопроизводство банки вообще почти не кредитуют: они рассчитывают риски этого бизнеса по максимальной ставке по правилам ЦБ, и в результате стоимость кредита «просто неподъемная — 30% годовых». Вопрос обеспечения кредита годами не решается, права на фильм в таком качестве банки не принимают, потому что им не хватает системы оценки прав и страхования производства, объяснял господин Малышев.
Для подобного кредитования необходим реестр залоговых обременений и реестр пользователей прав интеллектуальной собственности, полагает директор департамента аналитики МКБ Рустам Идрисов. По его словам, для всей банковской отрасли тема новая, МКБ новые рынки и возможности интересны. В Промсвязьбанке говорят, что тоже следят за развитием вопроса и изучат возможность участия в подобном эксперименте «после формирования более четких механизмов его работы».
В случае с правами на софт есть две проблемы: его слабая защита от копирования и законодательная неопределенность доли переработок исходного кода, которая дает право считать ПО новым, указывает гендиректор программного разработчика НКТ Наталия Агафонова. Если и говорить о залоге в виде права на ПО, то с ограничениями и гарантиями, что на ПО не было выдано лицензий с правами переработки и модификации кода, полагает она. Проблемой, добавляет госпожа Агафонова, остается и необходимость постоянной поддержки софта со стороны производителя, при ее отсутствии стоимость ПО снижается пропорционально сроку его полезного использования.