Председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев объяснил, что нарушениями будут считаться несоблюдение правил о локализации данных российских пользователей на территории РФ и налоговых требований, неудаление противоправной информации и другие нарушения законодательства. Новые меры воздействия предлагают распространить на компании, имеющие от 100 000 посетителей в сутки в России.
С данной инициативой комиссия обратилась в Правительство РФ, Госдуму, Совет Федерации, Роскомнадзор, Минцифру, ФНС и ФАС, сказал Александр Журавлев. «Блокировка ресурсов не является эффективной мерой в борьбе с нарушителями, потому что их легко обходить через VPN. Замедление трафика должно быть крайней мерой в случае, если не оплачиваются штрафы за совершенное правонарушение (например, игнорируются требования о локализации данных) или если есть решение суда не в пользу организации», — считает Александр Журавлев.
Для того, чтобы контролировать выполнение требований российского законодательства, комиссия предлагает иностранным IT-компаниям создавать представительства на территории РФ или совместные предприятия с российскими игроками (где доля российской компании составляет 80%). На такие модели сотрудничества предлагается распространить имеющиеся и планирующиеся налоговые льготы для IT-компаний.
«Если у иностранной организации нет филиала или юрлица, то достоверно судить о ее доходе и о соблюдении предписаний по локализации данных и других законов затруднительно, а в некоторых случаях невозможно. Именно поэтому в основе недобросовестной конкуренции лежит то, что многие зарубежные онлайн-сервисы не имеют официального представительства в России», — комментирует Александр Журавлев.
По словам юриста, одной из проблем является то, что иностранные компании без представительства осуществляют взаиморасчеты не напрямую, а через платежных агентов. У присутствующих же в России компаний этот процесс более прозрачен, чем у их зарубежных коллег без представительства.
В то же время представители Роскомнадзора получат возможность напрямую проверить, соблюдаются ли требования российского законодательства, защищены ли персональные данные российских клиентов, и т.д.
Для упрощения взаиморасчетов через ФНС можно открывать удаленно цифровые представительства без физического присутствия, отмечает эксперт.
Председатель Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн отметил, что им известно об этих предложениях, однако в комитете пока нет однозначной позиции по этому предложению. На данный момент в законодательстве нет механизмов, которые бы могли юридически обосновать применение подобной санкции. «Если такой мере все же найдут применение в российском законодательстве, она должна касаться не только иностранных компаний, которые не исполняют требований закона», — комментирует Александр Хинштейн.
Депутат поддерживает тезис, что иностранные компании, работающие на территории РФ, должны иметь форму представительства, однако они могут быть реализованы в различных форматах — например, как специально созданное юрлицо на территории РФ, как обособленное подразделение или филиал. Но это еще не обсуждалось, говорит Александр.
Если говорить о других мнениях, то член Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин не поддерживает инициативу по замедлению трафика крупных IT-гигантов, считая, что она негативно скажется на пользовательском опыте граждан. В то же время он соглашается, что механизм штрафов для компаний и блокировки неэффективны. «Я считаю оптимальным ограничение рекламной деятельности организаций на российском рынке», — объясняет Антон Горелкин.
Кроме того, были приведены данные исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Согласно этим данным, в 2018 году госведомства и госкомпании потратили на размещение цифровой рекламы в соцсетях 8 млрд рублей. Большая часть этих средств пришлась на иностранные техногиганты, такие как Facebook и Twitter. Это также усиливает важность данной инициативы, в рамках которой рекламные доходы компаний в России будут ограничены через представительства на территории нашей страны, считает чиновник.
Заключение комиссии было получено и направлено в Минцифры и Минкультуры для использования в работе, заявили в пресс-службе Правительства РФ. В Минцифры отметили, что заключение по аудиовизуальным сервисам было получено и рассмотрено. В Минкультуре на вопросы не ответили.
Также были направлены запросы в Роскомнадзор, ФНС и ФАС.
Замедление трафика наиболее критично для сайтов с тяжелым контентом, например видео, говорит генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Ранее ассоциация рассматривала этот метод внешнего воздействия на интернет-сервисы для борьбы с пиратством. Однако пока мера не применялась, в связи с чем нельзя подтвердить ее точность и эффективность.
Эксперт предупредил, что есть опасность нарушения работы посторонних сайтов. «Принуждение легальных публичных сервисов к исполнению тех или иных требований национального законодательства должно идти в административной плоскости, а нарушения стоит наказывать крупными, в том числе оборотными штрафами», — уверен Антон Горелкин.
«Ростелеком», «Мегафон», МТС и «Вымпелком» воздержались от комментариев. В Mail.ru Group, «Яндексе», в Facebook, Google и Apple не ответили на запросы.
«Операторы и поисковики традиционно возражают против замедления трафика, вещатели спокойнее относятся к возможным изменениям», — отмечает президент Медиа-коммуникационного союза Михаил Демин. Если мера будет введена, то затронет не только иностранных поставщиков контента. К тому же это может негативно сказаться на пользовательском опыте, заключает он