В настоящий момент максимальный размер штрафа за нарушения, связанные с предписаниями ФАС, составляет 500 тыс. рублей. Но, по мнению службы, сумма не обеспечивает исполнения предписаний. Например, в сентябре 2015 года ФАС оштрафовала Google и выдала предписание, но, чтобы заставить исполнить его, ведомству пришлось обращаться в суд. По статистике службы, в 2018–2019 годах она подала 12 исков с требованием о понуждении исполнения своих предписаний.
ФАС также отстаивает право через суд разрешать использовать на территории России объекты охраны промышленной собственности (защищенные патентами изобретения, полезные модели и промышленные образцы), если владельцы прав не выполнили антимонопольные требования. Второй механизм – также через суд запрещать нарушителям продавать на территории страны товары, произведенные с использованием объектов охраны промышленной собственности.
Ранее ФАС предлагала по решению суда лишать прав владельцев любой интеллектуальной собственности, то есть авторов произведений науки, литературы, компьютерных программ, владельцев товарных знаков и других, если они нарушили предписания ведомства. Но это предложение вызывало критику экспертов.
В новой версии Пятого антимонопольного пакета скорректировано значение термина «сетевой эффект» – зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей. Сетевые эффекты должны учитываться ФАС при анализе конкуренции на том или ином рынке, где сделки между продавцом и покупателем совершаются с помощью ПО в интернете. Служба выступает за ограничения для владельцев такого софта, если сетевой эффект от их использования «дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара», а также если владелец ПО занимает более 35% на рынке подобных услуг и его выручка от этой деятельности превышает 400 млн рублей в год.
Ранее ФАС предлагала оперировать понятием «цифровая платформа» – это инфраструктура для обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей. Но Минэкономразвития назвало такое определение слишком общим: под него могли попасть любые площадки в интернете (электронная биржа, сайт компании-агрегатора, интернет-магазина, туристических, страховых и других компаний).
Также предполагается введение института экспертов, мнение которых ФАС намерена принимать во внимание при рассмотрении ходатайств и антимонопольных дел: они должны быть аттестованы правительством и назначаться по просьбе заявителей или по инициативе службы.
Против положения новой версии Пятого антимонопольного пакета уже выступили Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» и некоммерческое партнерство «Руссофт», которые объединяют более 300 ведущих отечественных ИТ-компаний, а также Ассоциация поставщиков программных продуктов (НП ППП). Главы этих организаций считают необходимым отказаться от термина «сетевой эффект», положений, касающихся аттестации экспертов, и ряда других. Помимо прочего ФАС сложно воздействовать на глобальных игроков, поэтому положение будет распространяться лишь на российские компании.