6
мая 2020
rg.ru
Научный центр RAND Corporation оценил квалиметрические методы, используемые при оценке стоимости «цифровых объектов» для IPChain
Некоммерческая исследовательская организация RAND Corporation, которая специализируется на поиске решений для стратегических задач государственной важности, в своем отчете «Russian Assessments and Applications of the Correlation of Forces and Means» (апрель 2020 года) использовала квалиметрические методики оценки, созданные в 1968 году российским ученым Гарри Гайковичем Азгальдовым (1931-2018).

Известно, что в штате научного центра работают более 30 лауреатов Нобелевской премии. Несмотря на то что квалиметрия как научная дисциплина родилась в России, именно здесь масштаб ее использования меньше, чем в других странах. Отличительная особенность квалиметрических расчетов заключается в том, что все измерения в квалиметрии осуществляются по отношению к мировому уровню. Например, в Ассоциации IPChain они могут применяться и для оценки стоимости интеллектуальной собственности, и для оценки компетенций и квалификаций персонала, в Академии проблем качества – в управлении качеством, а в АО «РВК» – для оценки инновационных проектов.

По мнению Александра Костина, основателя Онлайн-школы оценщиков интеллектуальной собственности, ведущего научного сотрудника ЦЭМИ РАН, одного из авторов публикации, процитированной в отчете RAND Corporation, одно из самых перспективных направлений для применения квалиметрии – оценка IP-рисков и технологий на соответствие мировому уровню: «Суть квалиметрического подхода заключается в оценке экспертными и аналитическими методами различных свойств объекта и сведение этой оценки к одному числу, которое позволяет понять, насколько тот или иной объект – например, технология или инновационный продукт – ценны для практического применения и, соответственно, инвестиций в него. В век цифровизации и блокчейна спрос на такую оценку чрезвычайно вырос из-за развития, с одной стороны, цифровых технологий и производственных возможностей, а с другой – развития краудинвестинговых платформ для привлечения инвестиций в такие проекты».

Председатель совета директоров краудлендинговой платформы Co-Fi, генеральный директор Российского авторского общества (РАО) Александр Сухотин уверен, что алгоритмы оценки интеллектуальной собственности проходят стадию переосмысления и формулирования, на которые оказывают влияние цели, ради которых производится эта оценка: «С появлением сервисов по распространению контента растет массив статистики продаж и, как следствие, появляется возможность сформировать новые модели оценки доходности. Важно понимать, с какой целью осуществляется оценка объекта в каждом конкретном случае. На практике мы сталкивались с разными ситуациями: в одних случаях оценка нужна для заключения сделки, в других – для того чтобы подсчитать ущерб, причиненный нарушением авторских прав, либо для того чтобы ограничивать возможность использования другим лицом. Если мы делаем оценку для купли-продажи или лицензионного договора, то важно наличие статистики и данных об использовании этого объекта. Но все усложняется, когда речь заходит об интеллектуальной собственности, еще не вышедшей на рынок. В этом случае производится анализ «коммерческого потенциала» произведения – например, собирают фокус-группы и с их помощью выявляют заинтересованность и спрос среди той или иной категории людей и прогнозируют доходы, которые оно может принести».

Одной из основных тенденций в экономике брендов считается постоянное стремление к более точному количественному описанию исследуемых объектов. Это в полной мере относится и к такому виду деятельности, как оценка интеллектуальной собственности. Все методы оценки имеют общий недостаток: неспособность на достаточно приемлемом уровне точности включать в расчет характеристики оцениваемого объекта (или характеристики окружающей объект среды), которые имеют качественный характер и для количественного выражения которых до недавнего времени не существовало надежных методов.

Директор Z&G.Branding Владимир Жолобов подчеркнул, что в современной экономике существует несколько методов оценки стоимости брендов, однако квалиметрия в их ряду стоит особняком: «Это и традиционные методы вроде затратного и сравнительного методов суммарных издержек или остаточной вмененной стоимости, и экзотические, применяемые венчурными инвесторами в Кремниевой долине. Золотым стандартом индустрии стала методика дисконтированных денежных потоков, основанная на прямом прогнозе генерируемых брендом будущих поступлений. Она используется компанией Interbrand для рейтинга топ-100 самых дорогих брендов мира. В целом квалиметрия ничуть не уступает ни новомодным методикам Кремниевой долины, ни классическим методам, концентрирующимся исключительно на будущих доходах. Квалиметрия не более чем принцип, стремление перевести трудные для оценки качественные показатели в понятные количественные. Как в любом методе, здесь важны критерии, которые заложены внутрь, и число экспертов, принимающих решения. Ведь в конечном счете задача любого метода — свести к минимуму субъективности».

Ассоциация IPChain создана в 2017 году. Соучредители – Фонд «Сколково», ВОИС, НИУ ВШЭ, РСП, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), РАО, УПРАВИС, банк «Новый век». Задача Ассоциации – создание всесторонних условий для перехода сферы интеллектуальной собственности на качественно новый уровень и формирование цифрового рынка путем реализации проекта IPChain, нацеленного на формирование международной сети транзакций прав и объектов интеллектуальной собственности. Проект является унифицированным решением, открывающим возможности сотрудничества с представителями разных отраслей экономики.