При этом эксперт отметил, что государство и участники рынка могли бы намного успешнее бороться с нелегальным использованием интеллектуальной собственности.
По мнению Андрея Кричевского, механизм, заложенный в Антипиратский меморандум в 2018 году по защите прав авторов, базируется на так называемых «черных списках». Это означает, что поиском пиратов должен заниматься сам правообладатель. Более того, даже если он найдет нарушителей, владелец прав должен будет через аккредитованную организацию либо самостоятельно взаимодействовать с поисковой системой, сказал он.
Антипиратский меморандум подразумевает борьбу с пиратами, которая строится на принципах удаления и блокировки ссылок на нелегальный контент. «Поисковики могут удалить, к примеру, 300 тыс. пиратских ссылок, и через некоторое время 1 300 тыс. появятся снова. Существующие технологические решения позволяют искать пиратский контент и относительно оперативно его удалять», – пояснил президент Ассоциации IPChain.
Он обратил внимание на тот факт, что есть более эффективные IT-решения для выявления фактов и блокировки незаконного использования аудиовизуальных произведений в интернете, например, платформа n»RIS Antipiracy. Она работает в автоматическом режиме, используя нейронную сеть для распознавания контента (даже при изменении качества или, например, повороте картинки). И хотя скорость работы n»RIS Antipiracy измеряется даже не в десятках минут, а в минутах, все равно последующий офлайн-процесс удаления контента не позволяет говорить о том, что проблема пиратства действительно решена.
Эксперт также подчеркнул, что необходимо совершенствовать законодательство. «Наиболее эффективным способом отстаивания прав авторов и правообладателей, на мой взгляд, будет создание максимально доступного и широкого реестра лицензированных правообладателями сайтов и сервисов, так называемого «белого списка», и закрепление этого понятия на законодательном уровне», – прокомментировал он.
О необходимости применения «белых списков», по словам главы комитета РСПП, говорит опыт музыкальной индустрии, в которой, кстати, авторский контент, в отличие от киноиндустрии, исчисляется десятками миллионов единиц.