Как защитить свои права авторам веб-сериалов и причем тут блокчейн

С развитием интернет и индустрии веб-сериалов все острее становится вопрос защиты авторских прав — не только на сам фильм (или эпизод сериала), но даже на идею будущего проекта. О том, из чего складываются права на аудиовизуальные произведения и как с помощью технологии блокчейн можно сохранить авторство своих проектов рассказывает генеральный директор Национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС) Олег Некрасов.

– Расскажите, из чего складываются авторские права на фильмы? Кто, как правило, является правообладателем тех или иных картин?

– Согласно части 4 Гражданского кодекса РФ авторами фильма, который закон называет аудиовизуальным произведением, являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, который специально создал музыку (с текстом или без текста) для этого аудиовизуального произведения. Также на получение вознаграждение и защиту своих прав имеют исполнители главных ролей фильма и продюсерская компания-создатель. То есть кинофильм — это совместное произведение. С правами, однако, не все так просто: в большинстве случаев сценарист сразу продает свой текст продюсерской компании, как и актеры, которые изначально работают за гонорар, выступают обычными наемными работниками, и поэтому на прибыль от проката претендовать не имеют права. Все зависит от конкретного контракта.

– Отличается ли «природа» авторских прав на полнометражные ленты, которые идут в кинотеатральном прокате, от картин, которые покупают для демонстрации у себя онлайн-кинотеатры? И от различных роликов и веб-сериалов, которые создаются для демонстрации в Интернете — в том числе на таких общедоступных ресурсах, как YouTube и Vimeo, или в собственных плеерах социальных сетей (Facebook и Вконтакте)?

– С точки зрения объектов права они никак не отличаются. Это аудиовизуальные произведения. Отличие заключается в способе использования этих объектов. В частности, если такое произведение используется в кинотеатральном прокате, то авторам выплачивается гонорар, в том числе, за публичное исполнение. Но опять же, авторы могут получить гонорар за создание произведения на этапе производства, передать права на все виды использования и не претендовать на выплату роялти за публичное исполнение. Все зависит от договоренностей авторов и продюсеров. Это нормальная практика.

– Сейчас кинопроизводство активно развивается — фильм по сути уже может снять любой человек, не привязанный к какой-то крупной производственной компании. Особенно это часто встречается как раз в нашей сфере веб-сериалов. Как люди, самостоятельно создающие фильмы, могут зарегистрировать свои авторские права на произведения? Необходимо ли им это вообще?

– Если следовать букве закона, то для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако, как обычно, на практике все немного сложнее, особенно с развитием Интернета и появлением огромного количества контента, претендующего на монетизацию.
С любым опубликованным произведением все ясно — его крадут сразу же, как только оно появляется в Интернете, кинопрокате или телеэфире. И нарушители начинают зарабатывать на чужом контенте, обкрадывая и правообладателей, и авторов. Проблема пиратства особенно актуальна в случае с веб-сериалами, популярными видеоблогами и музыкальными видео. В последние годы правообладатели, действуя совместно с правоохранительными органами и ОКУПами, добиваются определенных результатов, но до абсолютных еще далеко.

НРИС (Национальный реестр интеллектуальной собственности) ведет активную работу по созданию и внедрению новых антипиратских технологий. Создаваемые нами реестры эталонов видео- и аудиопроизведений, в совокупности с использованием интеллектуальных технологий цифровых отпечатков (фингерпринт), позволяют нам контролировать использование контента как в сети интернет, так и за ее пределами.

Что касается произведений неопубликованных, то здесь главные проблемы возникают у авторов, которые очень нуждаются в инвестициях в свои творческие проекты, но при этом опасаются, и не беспочвенно, передавать кому-либо на рассмотрение киносценарии, музыку, сценарии веб-сериалов или их пилотные серии. Слишком велик риск плагиата. Покажешь кому-то — и через месяц можешь увидеть свой сценарий или эпизод в производстве кинокомпании, но в списке авторов себя не найти… Получается, дал посмотреть — украли, не дал — не получил инвестиций. Решение проблемы плагиата — важная составляющая миссии Национального Реестра интеллектуальной собственности. Мы предлагаем рынку высокотехнологичный, востребованный сервис: репозиторий для хранения любых цифровых форм самых разных объектов интеллектуальной собственности и депозитарий для хранения нецифровых форм. С помощью указанных сервисов можно заявить свои права на созданные произведения и эффективно управлять ими, предоставляя пользователям возможность просмотра/прослушивания с сохранением информации и учетом таких действий. Наш репозиторий, как и другие сервисы НРИС, использует технологию блокчейн, которая регистрирует любые действия в системе и не позволяет вносить никакие исправления в записи «задним» числом. Заяви свои права на сценарий, пилотную серию, музыку, фотографию и т. д., получи свидетельство и работай над его продвижением, не боясь плагиата — НРИС тебе в помощь, как говорится.

Например, один из стартапов Макса Фадеева, компания MuzNavigator, сотрудничает с НРИС именно по такой схеме. MuzNavigator — площадка для продажи и покупки не опубликованной ранее музыки и песен, где любой исполнитель может подобрать произведение для своего репертуара. И прежде чем автор позволит определенному или неопределенному кругу лиц прослушать свое произведение, он заявляет права на него в блокчейн-репозитории НРИС. Теперь, в случае возникновения конфликта у добропорядочного автора есть железный аргумент для защиты своих прав и интересов в суде и досудебном порядке.

Или другой пример, уже из сферы киноиндустрии — НРИС работает с известным режиссером, сценаристом и продюсером Антоном Калинкиным и его студией Red Carpet Studio. По его словам, талантливые сценаристы опасаются за свои авторские права, боятся присылать сценарии, а потому сотрудничество с кинопродюсерами срывается и многие по-настоящему интересные проекты не выходят на зрителя, а складываются «в стол». Однако, загрузив сценарий в репозиторий НРИС, автор заявляет законные права на свой труд и может смело показывать сценарий или пилотную серию сериала всем, кому считает нужным.

– Существуют ли сейчас технологии, позволяющие охранять не готовое произведение, а его идею? Наш ресурс планирует открытие собственной профессиональной базы, где авторы будут размещать идеи своих проектов — в надежде на поиск потенциальных инвесторов и партнеров. Нужно ли авторам в таком случае озаботиться охраной авторских прав? Как им защитить свою идею?

– Прежде всего отмечу, что технологии не могут находиться в отрыве от правовых норм и закона.

В этом случае она может и должна охраняться. Концепцию можно задепонировать и, соответственно, защитить от неправомерного использования. Это очень важно. Таким образом, идея, а точнее ее описание, концепция, даже если она еще не была реализована, — это та же интеллектуальная собственность, подлежащая охране, защите и депонированию в НРИС.

– В прошлом году вы презентовали Национальный Реестр интеллектуальной собственности. Сейчас там есть музыка и тексты, можно ли в будущем надеяться, что там появятся фильмы? Идет ли работа в этом направлении?

– Да, мы ведем активную работу над созданием единого Реестра кино- и видеоконтента. Одним из важнейших характеристик любого реестра является его своевременное наполнение и актуальность информации о каждом из содержащихся объектов. Но без консолидации производителей и правообладателей обеспечить полноту реестра достаточно сложно.

Как я уже говорил, изменение и упрощение технологий производства видео, появление массы видеохостингов, онлайн-кинотеатров и других площадок повлекло за собой появление огромного количества производителей разнообразного, разноформатного контента, претендующего на получение вознаграждения за его использование. Это и видеоблоги, и музыкальное видео, и стремительно набирающие популярность веб-сериалы. Создатели последних, кстати, зачастую сами нарушают закон об авторском и смежном праве, используя нелицензионную музыку. И это тоже одна из проблем, которую мы решаем, консолидируя все заинтересованные стороны на базе единого видеореестра НРИС.

У производителей веб-сериалов и другого видеоконтента для Интернета должен быть доступ к актуальной информации о правообладателях смежных и авторских прав и возможность лицензирования на разумных условиях. Это очень быстро развивающийся рынок с многомиллионной аудиторией, но лицензировать для него музыку или другие объекты на условиях, на которых правообладатели работают с федеральными телеканалами, неразумно и недальновидно. Добавлю, что кроме Реестров музыки и текстов мы ведем Реестр промышленной собственности, в который входят изобретения и полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. Кроме того, НРИС является репозиторием цифровых форм объектов интеллектуальной собственности нового поколения (например, 3D-моделей), в котором применяются новейшие технологии хранения данных, а все операции с файлами (цифровыми формами) фиксируются в блокчейн.

– На Санкт-Петербургском культурном форуме также было подписано соглашение между IPChain и ЛитРес. Расскажите подробнее о применении технологии блокчейн в сфере защиты авторских прав. Возможно ли ее применение для защиты прав на фильмы и видеопроизведения? Если да, то есть ли у вас уже какие-то партнеры по данному виду деятельности? Как может работать такой механизм?

– Отмечу, что ранее мы подписали соглашение о присоединении НРИС к проекту IPChain. НРИС — первый коммерческий сервис на базе инфраструктуры IPChain, который будет осуществлять хранение и доставку медиаконтента до любых витрин. При этом НРИС является одновременно оператором сети и базовым репозиторием для всего существующего спектра форм интеллектуальной собственности для любых участников рынка.

Инфраструктура IPChain позволяет проследить историю объекта на протяжении всех стадий его существования. Каждая следующая транзакция добавляется в блокчейн и зависит от значений предыдущей. Пользователь, зарегистрировав, к примеру, свое видеопроизведение или фильм в IPChain, может быть уверен, что дата регистрации и информация, переданная им в реестр, никогда не изменится, не будет подправлена «задним числом». Применение блокчейн-технологии гарантирует неизменность фактов использования объектов и транзакций с ними, что позволяет правообладателям и авторам рассчитывать на полное и справедливое вознаграждение.

Думаю, благодаря блокчейну мы сумеем преодолеть кризис доверия, который характеризует существующее сегодня положение дел в сфере интеллектуальной собственности. В настоящее время ведется активная работа по объединению на площадке IPChain крупнейших научных и образовательных организаций, корпораций и холдингов, творческих объединений, осуществляющих производство музыкальной, аудио-визуальной продукции, в том числе кинокомпании и кинопродюсерские центры, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, организаций, осуществляющих управление правами, органов государственной власти.

Источник